Стоматологи – это специалисты, которым для успешной работы недостаточно только профессиональных навыков и знаний. Как и все профессионалы, работающие в области «человек – человек», они нередко поставлены перед различными вызовами и весьма деликатными психологическими провокациями. Все контакты между стоматологами и пациентами помимо терапевтической, лечебной связи являются системой человеческих взаимоотношений. От того как будут выстроены эти взаимоотношения, какой характер и ценность они приобретут, будет зависеть в конечном итоге не только комфортность лечения, но и полная его успешность.
С другой стороны, взаимоотношения между стоматологом и пациентом имеют прямое отношение к образу и престижу самого доктора. Исключительно важно, чтобы пациенты имели позитивное отношение к его личности и лечебной деятельности. Крайне необходимо сформировать мнение пациента о докторе как об уважаемом, талантливом специалисте и человеке. Если это так, то совершенно ясно, что стоматолог не может рассчитывать на успех в своей работе, не применив индивидуальный психологический подход к каждому конкретному пациенту. В случае, когда стоматолог проявляет должное уважение и принимает во внимание все личностные особенности, у пациента возникает сознательное и неосознанное предрасположение к сотрудничеству с таким доктором. В противном случае в лечении могут наступать осложнения и проблемы. Сперва, может возникнуть напряжение в общении, которое потом перерастает в личностный конфликт, и в конечном итоге пациент вообще может отказаться от лечения у такого специалиста.
Все пациенты хотят, чтобы их лечили сердечные, теплые, уверенные, способные, социально интеллигентные и глубоко ответственные врачи-стоматологи. Если стоматолог дорожит своим профессиональным развитием и успехом, этими требованиями, которые не всегда проявляются внешне, нельзя пренебрегать. Совершенно ясно, что кроме прямых профессиональных навыков стоматолог должен уметь составить индивидуальный психологический портрет пациента с целью планирования и реализации дальнейшего лечения. Таким образом врач стоматолог должен быть хорошим психологом и владеть всеми необходимыми психологическими качествами врача.
Взаимоотношения врача и пациента в значительной мере определяются престижностью врачебной профессии, ее спецификой и положением врача в контакте с больным. Врач – единственная мирная профессия, представители которой дают клятву. Специальная одежда, латынь, инструменты непонятного назначения, способность излечить больного (врач властен над жизнью и смертью, он стоит у постели роженицы и умирающего) – все это таинство, завораживающее обывателя, отдающее мистикой, способствующее кастовости врачебного сословия. Это отдаляет врача от больного, создает первому ореол непогрешимости. Приходя к врачу, пациент отдает себя в его власть.
В отношениях с пациентом многое зависит от умения врача выбрать правильный стиль поведения. Учитывая важность сообщаемых больным сведений для постановки диагноза, можно считать, что умение выслушать больного – необходимое условие успешного лечения. Хотя при этом врач может сомневаться в правдивости рассказа пациента.
Будьте здоровы!